Каждый день мы так или иначе сталкиваемся с самыми разными мнениями о себе. Некоторые из них греюют нас и убалжают наше самолюбие, а другие больно впиваются иголками, надолго оставляя болезненные ощущения внутри. Попробуем разобраться, как учиться не принимать близко к сердцу обидные и несправедливые обвинения. И как правильно реагировать на объективную критику.
Кто любит критику?
Никто не любит! Нам трудно признаться в том, что мы делаем что-то неправильно или что мы, как и все нормальные люди, можем ошибаться. И даже если мы допускаем мысль, что несовершенны, и признаем факт того, что сделали что-то в корне неправильное, несуразное, глупое, человек, который привел нас к такому выводу, почти сразу же и надолго отправляется нами в стан лютых врагов. Это в худшем случае, а в лучшем — мы еще долго испытываем к нему некоторую неприязнь, даже если понимаем, что он абсолютно безоговорочно прав.
Но все же есть чемпионы по саморазвитию, которые если не полюбили критику, то научились к ней правильно относиться. Тх секрет в том, что они адекватно воспринимают конструктивную критику и не сильно расстраиваются из-за несправедливых обвинений.
Еще есть сорт людей, которым, кажется, абсолютно начихать на чужое мнение. Такие казалось бы уверенные в себе особы в действительности живут на вулкане: в одно утро они просыпаются владыками мира, в другое — закомплексованными страшилками. Такие люди считают, что только они сами про себя что-то понимают, а мнение других учитывается только в том случае, если оно положительное или поддерживает основной круг уже сложившихся представлений о «хорошо и плохо». В то же время, будущее таких людей незавидное: они будут идти по жизни, совершая ошибки одну за другой (и даже не догадываясь об этом), и, выбрав себе в окружение угодных людей, они все больше будут укрепляться в правоте своего мнения. И все больше терять адекватное отношение к миру и самим себе.
Первая реакция
Что происходит с нами первым делом, когда мы слышим колкое замечание в своей адрес? Правильно! Закипаем, как чайник без функции автовыключения. А далее по обстоятельствам: обижаемся, уходим в сея, начинаем оправдываться с пеной у рта, сыплем встречными обвинениями и только в крайних случаях бываем в состоянии тут же признать свою неправоту и согласиться с тем, что замечание уместно и конструктично. А как же еще реагировать на критику, спросите вы? Отвечаю: «На разную — по разному».
Критика как форма заботы
Стоит запомнить один важный совет: далеко не все негативные высказывания в свой адрес стоит рассматривать как стимул для самокопания. Прислушиваться стоит только к тем, чья задача не ранить, а помочь и сделать лучше. Часто такими людьми оказываются родители. Для начала задумайся о том, что их опыт намного превосходит ваш и что от него может быть толк. Часто полезную критику дают люди, которые прошли через какой-то этап жизни/работы/ или чего-то другого, тогда как вы только приступаете к нему. Чаще всего человек просто хочет помочь, таким образом высказывая свое дружелюбие и доброту. Не стоит начинать кипятиться только из-за того, что человек с опытом решил помочь вам разобраться в ошибках.
Необъективное мнение
Вспомним, что говорилось вначале — все люди могут совершить ошибку. И даже тот, кто вас критикует. В таком случае нужно подготовить веские аргументы, которые укажут вашему собеседнику, что его мнение ошибочно. Не стоит обижаться, надо просто быть уверенной в том, что человек хотел помочь, но ошибся. Другое дело, если видно — он делает это назло. В таком случае тоже не стоит особенно кипятиться и сыпать его ответной критикой. Покажите ему свою уверенность в себе и поставьте на место. Очень полезно будет сохранять хладнокровие, показывая, что критика, которую скорее всего сказали, чтобы позлить вас, потерпела поражение.
Самостоятельная работа
Мало понимать, как реагировать на колкие замечания. Самое сложное — это использовать знания в практических целях. Цель же наша: 1) Не кидаться в сторону обвинителя хотя бы первые пять минут, пока не разберетесь, каковы его благие намерения и благие ли они на самом деле. Когда вы выслушиваете что-то неприятное в свой адрес, в первые секунды трудно понять, пытаются ли тебя «троллить» и провоцировать на скандал или же к тебе в целом неплохо относятся, и негатив направлен непосредственно на продукт твоих действий. Поэтому, прежде чем обижаться, кричать, плакать, хлопать дверью, бить посуду или еще каким-то образом реагировать, лучше сделать пару глубоких вдохов и пообещать себе обязательно разобраться, зачем, к чему и по каким причинам тебя критиковали. 2) Действительно разобраться и понять, почему ты вызываешь у окружающих такое настойчивое желание скорректировать твое поведение. И сделать выводы. Правильные выводы. Ведь без огня, как известно, не бывает.
При таком подходе со временем любая критика — даже случайная или самая злая — станет для тебя инструментом для самосовершенствования и лучшим стимулом к развитию.
И последнее: не бывает плохой критики. Бывают люди, которые не умеют с ней обращаться.
С вами был Дьявол и его небольшой совет по восприятию критики. С надеждой, что он вам в последствии пригодится, отчаливаю.
С уважением, Сатана.